• Олег Максименко

В Дипломатической академии МИД РФ открылась выставка нового передвижника Станислава Брусилова


8 октября 2013 года в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России состоялся вернисаж по случаю открытия персональной выставки «Вдохновение цветом» художника-живописца Станислава Брусилова, входящего в Творческое объединение «Новые передвижники». В экспозицию вошли картины, написанные во время пленэров, проходивших в течение двух последних лет в России, Болгарии, Италии и Франции.

Творчество Станислава Брусилова является фактическим продолжением традиций русской классической реалистической школы живописи, наиболее яркими представителями которой являются Василий Суриков, Илья Репин, Исаак Левитан, Иван Крамской, Василий Поленов и Иван Шишкин. Его картины абсолютно искренние, пропитанные внутренней позитивной энергией, которой мастер щедро делится со своими зрителями.

Художник свободно оперирует всем арсеналом изобразительных средств, очень органично сочетая два начала – живописное и рисовальное. Уникальность техники заключается в том, что авторы обычно тяготеют к одному из вариантов: либо силуэтно-контурному решению с отрисовкой и почти штриховой моделировкой формы, либо к эмоциональному объемному мазку и точно выверенному блику. Станислав Брусилов в своих работах очень удачно сочетает оба технических приема, причем без малейшего конфликта между ними, объединяя все достоинства живописи и графики. Особенно наглядно манера письма мастера проявляется в изящных, тонко выполненных и в то же время выпукло-объемных почти трехмерных акварелях.

По мнению кандидата искусствоведения Виктора Калашникова, Станислав Брусилов тяготеет к внятным противопоставлениям, стремиться разложить изображение по планам и передать в каждом из них динамику цвета и тона. Он выстраивает сложную конструкцию пространства, ему удается найти баланс двух составляющих пластики. С одной стороны, это отрисованность переднего плана с подробной проработкой деталей, конкретизированной трактовкой фактуры листвы, травы, земли, с активной передачей цвета, бликов, рефлексов и полутонов. С другой — обобщенность второго плана, решенного слитными массами, большими тональными отношениями: силуэтно-пятновыми, интенсивно-цветовыми, порой звучно-декоративными.

Еще во время обучения незаурядные способности Станислава Брусилова были отмечены как в России, так и за рубежом. В 1997 году художник стал стипендиатом Kunstwerk Академии художеств г. Карлсруэ (Германия). Дважды удостаивался стипендии президента Российской Федерации, награжден медалью Союза Художников России и серебряной медалью Российской Академии Художеств.

Станислав Брусилов входит в Московский союз художников и принимает активное участие в работе Творческого объединения «Новые передвижники» – продолжателя традиций Товарищества передвижных художественных выставок, основанного в 1870 году. На счету художника более сотни выставок, из которых несколько десятков персональных. Работы Станислава Брусилова находятся в Самарском художественном музее, корпоративных коллекциях банка Citibank (Москва и Лондон), банка Bank of Hawaii, Российской академии медицинских наук, Академии им. И.М. Сеченова, Сургутнефтегаза, в Московской городской думе, в Московской Патриархии, в музеях, галереях и частных коллекциях более двадцати стран мира.

Подобно своим предшественникам – мастерам предыдущих поколений, Станислав Брусилов считает творческие поездки и пленэры неотъемлемой частью своей профессии художника-живописца. Погружаясь в другой мир, в другую реальность дают ему намного больше, чем знакомство с дальними странами по картинам, фильмам или фотографиям. При этом мастер не злоупотребляет экзотикой, не фиксирует бездумно достопримечательности, а передает их дух, эмоции, транслирует зрителям возникшие у него ощущения.

Персональная выставка в Дипломатической академии МИДа – первая после двухлетнего перерыва, связанного с реализацией обширной программы творческих экспедиций – индивидуальных и в составе ТО «Новые передвижники» – охвативших, помимо России, несколько европейских стран. На обработку собранного в поездках обширного этюдного материала также потребовалось много времени. В результате было создано несколько десятков великолепных картин, представленных мастером на суд зрителей.

Российский блок представлен пейзажами, натюрмортами и портретами, написанными в Москве, Подмосковье, на Академической даче им. И.Е. Репина (неподалеку от Вышнего Волочка в Тверской области) и в окрестностях Вятки. В этих работах привычные и знакомые с детства русские городские и сельские пейзажи наполнены глубоким чувственным переживанием, буквально «дышат» положительными эмоциями.

Болгарская серия картин была написана летом 2012 и 2013 года в окрестностях старинных городов Созополь, Несебр, Бургас и Велико Тырново, где ТО «Новые передвижники» на протяжении нескольких последних лет проводят традиционные пленэры, продолжая эстафету Василия Верещагина, Константина Маковского и Кукрыниксов. Одним из руководителей пленэров передвижников является Станислав Брусилов.

В экспозицию очень органично вплетаются городские пейзажи, написанные художником в Италии – Венеции, Флоренции и Вероне. По словам Станислава Брусилова, «эта страна дает вдохновение тысячам художников по всему миру. Здесь с древних времен искусство возведено на пьедестал и является неотъемлемой частью жизни любого итальянца – от самого знатного до самого бедного. Мои поездки в Италию являются почти ежегодными. И каждый раз я открываю для себя новые места, новые шедевры живописи и нахожу десятки сюжетов и мотивов для новых картин».

Выставку открыл советник ректора Дипломатической академии, посол Юрий Фокин: «Станислав еще довольно молодой человек – ему всего 38 лет. Но нельзя не отметить следующее. Первое – талант налицо. Второе – стремление вложить душу, энергию и мозги в то, что предстает перед нами в его картинах. И третье – это, конечно, явное понимание того, что и как думают наши люди, когда они пытаются правильно воспринимать реалии нашей страны и нашей жизни. Мои ощущения все больше и больше закрепляются на том понимании, что у этого человека очень завидное будущее. Я уверен, что вплоть до окончания выставки на ней каждый день будет немало посетителей, и мы будем организовывать индивидуальные и коллективные экскурсии».

Следующим выступил почетный академик Российской академии художеств, вице-президент Международной академии творчества Виктор Лукьянов: «Станислав Александрович уже сделал то, что уже сегодня не стыдно поставить на самый высокий уровень отечественного эталона в пейзажной живописи, как синтез того, что говорилось и говорится на тихом и красивом русском языке о природе, о ее связи с человеком. Это созерцание – нелицемерное, непритворное, без позы, без кокетства, без самолюбования. Удивительное достижение в наше время, когда популярно тщеславие, погоня за признанием, за «коврижками» – значками и наградами. Человек созерцает и радуется…»

Руководитель Творческого объединения «Новые передвижники» Олег Максименко: «Я очень рад, что после довольно долгого перерыва открылась очередная персональная выставка Станислава Брусилова. Это прекрасный художник! Его работы особенно заметны на фоне современного китча, современного псевдоискусства, которое пропагандируется некоторыми нашими соотечественниками. Я благодарен руководству Дипломатической академии за предоставленную возможность одному из самых ярких участников нашего творческого объединения Станиславу Александровичу Брусилову представить свои замечательные работы преподавательскому составу и учащимся. Я думаю, что от этого все получат самое искреннее удовольствие. И дай Бог, чтобы подобные выставки проходили у вас как можно чаще…»

Отец художника, профессор Александр Брусилов: «Время бежит очень быстро. Кажется, еще совсем недавно я взял за руку и привел четырехлетнего мальчика в художественную студию на Ленинских горах. Там к нему пришел первый успех и первый гонорар. Туда приехала делегация немцев. Дамочки визжали от восторга глядя на то, как он рисовал котов и кошек. И засыпали его конфетами, жвачками и игрушками. Это было то, с чего Стас начинал. Потом был художественный лицей, который он окончил с золотой медалью, и красный диплом Суриковского института. В 1990-х годах я получил мастерскую от Союза художников и с тех пор мы в ней работаем вместе. Бок о бок. Нам очень хорошо и интересно друг с другом. Мы общаемся, говорим об искусстве, делимся замечаниями по поводу наших работ. Я очень ценю, что Стас как художник на меня не похож – он индивидуален в своем творчестве, он нашел свой путь, свой взгляд на мир. Думаю, что, в первую очередь, это талант. Что Бог наделил его талантом, и он держит свой собственный путь в мире искусства…»

Соб. информ.


Просмотров: 4